Мы представляем вашему вниманию материалы из опыта работы Богдашиной Надежды Алексеевны – учителя английского языка МБОУ СОШ № 13, имеющей пятнадцатилетний стаж работы в данной должности.
В период с 2017 по 2022 Надежда Алексеевна преподавала английский язык в начальной, основной и старшей школе, реализуя программу согласно ФГОС, в 7-9 классах - французский язык, как второй иностранный.
Приоритетными направлениями в ее педагогической деятельности в данный период были:
- Развитие коммуникативных умений учащихся в основных видах речевой деятельности через использование технологии интерактивного обучения на уроках иностранного языка.
- Воспитание ценностно-ориентированной, высоконравственной, творческой личности, обладающей чувством национальной гордости и патриотизма, но в тоже время, уважительно относящейся к культуре, обычаям и ценностям другой страны, а также выражающей готовность к общению и сотрудничеству с людьми иной культуры.
Для получения результата основная работа велась нал решением следующих задач:
- создать условия для успешного развития коммуникативных умений учащихся в основных видах речевой деятельности через использование технологии интерактивного обучения на уроках иностранного языка;
- применять личностно-ориентированный и деятельностный подходы в урочной и внеклассной работе по предмету для реализации коммуникативной активности и самовыражения обучающихся.
На современном этапе целью обучения иностранному языку в средней школе в рамках базового курса является овладение обучающимися основами иноязычной языковой компетенции, посредством которой осуществляется воспитание, развитие и образование личности.
Таким образом, реализуя основную цель обучения иностранному языку учитель должен включать учащихся в реальную языковую коммуникацию, моделируя на уроках процесс вхождения в реальную иноязычную среду.
Поиск эффективных технологий, путей и методов, приемов и средств развития различных умений и навыков обучения иноязычному общению ведется давно.
В современной практике преподавания иностранных языков интерактивные методы обучения являются особой формой организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, ориентированной на воспитание социально мобильной личности со способностями к самообразованию, эффективной коммуникации, выбору, принятию и осуществлению решений, освоению новых типов деятельности.
Поэтому учителем была выбрана следующая методическая тема:
«Развитие коммуникативных умений учащихся в основных видах речевой деятельности через использование технологии интерактивного обучения на уроках иностранного языка».
В своей работе педагог использует разнообразные интерактивные методы и приёмы формирования речевой и языковой компетенции, применяя разные формы организации учебной работы с обучающимися, развивая личностные качества и способности, создавая комфортные условия для успешного обучения, воспитания и развития личности ребенка, повышая мотивацию школьников к процессу образования.
В ходе проделанной работы достигнуты следующие результаты:
100% обучающихся успешно освоило учебную программу по английскому и французскому языкам; количество обучающихся, успевающих на «4» и «5», возросло с 72% (2017г.) до 87% (2022г.) по английскому языку; по французскому языку на «хорошо» и «отлично» занимается 83% обучающихся 7-9 классов.
В процессе преподавания иностранного языка в школе возникли проблемы: противоречие между социальным заказом общества, предъявляемым образовательной организации на подготовку личности, способной к коммуникации и сложившимися способами организации образовательной деятельности в школе, а также отсутствием естественной иноязычной языковой среды, а, как следствие, нежелание большинства учащихся применять иностранный язык, как средство общения. Учителю хотелось создать микроклимат и заинтересовать ребят различными формами и приёмами работы на уроке, которые позволяли бы эффективно формировать коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении и письме.
Началом работы по теме стал анализ диагностики уровня коммуникативной компетенции и умений учащихся во всех видах речевой деятельности, а также итоги ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
Как видно из диаграммы с заданиями по аудированию успешно справились 64% учеников, с заданиями по чтению 65%, говорение было качественно отработано только 48% ребят. С письмом на данном этапе справилось 63% участников работы.
А отсюда напрашивался вывод: необходимо определить пути и найти способы и методы повышения уровня коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования интерактивных методов на уроках английского языка, когда работа на уроке не превращается скучную рутину, а становится реальным общением и сотворчеством учителя и учеников.
Практический опыт реализации интерактивных форм и методов обучения, несомненно, актуален и перспективен, так как создает оптимальные условия для самореализации учащихся через максимальное использование ресурса коммуникации.
На уроках ангийского языка ведется обучение всем видам речевой деятельности, но оно не должно превращаться в скучную и рутинную работу. Оно должно быть увлекательным путешествием в мир неизведанного, но чего-то очень интересного, где каждый смог бы чувствовать себя уверенно и комфортно и сумел бы раскрыть свои творческие способности.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.);
- обеспечивает решение воспитательных задач, так как приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивные технологии предполагают:
- Диалоговое общение
- Приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения
- Развитие критического мышления
- Развитие умения решать проблемы
- Формирование личностных качеств учащихся
В течение нескольких лет шел процесс изучения учебно-методической литературы по проблеме внедрения технологии интерактивного обучения на уроках английского языка при развитии коммуникативных умений учащихся, проводилось изучение методов и приемов интерактивного обучения, мотивации и активности школьников к изучению иностранного языка, был сделан теоретический анализ методической литературы, изучался опыт работы коллег по данному вопросу, затем был создан банк интерактивных заданий, успешно применяемый как на уроках английского языка, так и во внеурочной деятельности по предмету, проводился мониторинг достижений учащихся.
Приёмы и методы интерактивного обучения, применяемые на уроке английского языка:
- работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»;
- метод карусели / «идейная» карусель;
- аквариум; - мозговой штурм /мозговая атака / «брейнсторминг»;
- «ажурная пила»;
- Броуновское движение;
-«дерево решений»;
- прием составления ментальной (интеллектуальной) карты;
-конференции / дискуссии;
- ролевые / деловые /лексические/грамматические игры;
- дебаты.
За четыре года проведения ВПР по английскому языку в 11-х классах в 2019г., 2020г., 2021г., 2022г. ученики Надежды Алексеевны не получили ни одной неудовлетворительной отметки. 2019 году ВПР по иностранным языкам в 11-м классе не имела устной части (чтение вслух и говорение) и была по выбору учащихся. Работу выполняли 3 ученицы 11М класса, и сделали это замечательно, получив только оценки «5».
Впоследствии ВПР приобрела устную часть, а выполнять ее стали абсолютно все учащиеся. Вам предложены результаты 2020 и 2022 годов.
Из диаграммы видно, с аудированием справляется на высоком и среднем уровне 87% учеников, с чтением - 75%, с говорением – 87% одиннадцатиклассников.
Сформированность умений в таком виде речевой деятельности как письмо находится на достаточно высоком уровне (с заданиями справляются 36% обучающихся на высоком и 64% - на среднем уровне), учитывая многообразие видов письменных заданий.
Качество остается на стабильном уровне. Результаты старшеклассники показывают хорошие, и этому есть прямое объяснение: по мере взросления учащихся количество интерактивных заданий на уроках английского языка увеличивается, атмосфера партнерства и заинтересованности становится неотъемлемой составляющей всех уроков и внеклассных мероприятий.
Обучающиеся 9-х классов 2018, 2019, 2020 и 2022 гг. успешно прошли итоговую аттестацию в форме ОГЭ.
Выпускники 11-х классов 2020 и 2021гг. показали высокие результаты на ЕГЭ (средний балл 77,5, что превышает показатели по стране).
Ключевую роль в обучении школьников играют условия, в которых проводятся уроки. Кроме атмосферы благожелательности и поощрения успехов, необходимы и комфортные условия для детей. Необходимо не только оснастить наши кабинеты современной мультимедийной техникой, но и оформить их так, чтобы ученики не очень скучали по своему дому и игрушкам, а дети постарше имели не только все необходимые наглядные пособия для уроков, но и могли познакомиться с интересной информацией на перемене, выполнить задания, предусматривающие активную помощь в кабинете.
Не нужно забывать, что игра занимает важное место в жизни ребенка, он познает мир играя. В процессе обучающих игр развиваются речевые, интеллектуальные и познавательные способности, личностные качества, внимание, мышление, память и воображение. Происходит развитие эмоциональной сферы.
За счёт проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения, школьники приобщаются к новому социальному опыту. Это расширяет их лингвистический кругозор, помогает овладеть устной речью, преодолеть психологический барьер и использовать иностранный язык как средство общения.
Для эффективности обучения необходимо организовать на уроках разнообразную интересную деятельность, вызвать эмоциональный отклик у детей, желание общаться на языке, воспитать и обеспечить разностороннее развитие учеников средствами иностранного языка, помочь приобрести опыт лидерства, работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи.
В работе педагога отражены такие творческие направления, как коллажирование. Способ работы на уроке, в результате которого дети вместе с учителем создают наглядные опоры к текстам, облегчающие работу с ним. Коллаж считается универсальным средством методико-педагогического и образовательного воздействия на учащихся.
Как показали результаты работы, довольно большая часть учащихся предпочитают работу со стихотворными текстами. И действительно, работа со стихотворением наполняет процесс обучения чтению радостью, эмоциональностью, а главное – благотворно воздействует на духовный мир учащихся, на формирование у них эстетического вкуса.
Есть у учеников Надежды Алексеевны достижения в этом направлении на уровне города, горнозаводского округа, области и России: участие в конурсах «Лингва» и «Юный переводчик»:
- 2017 г., Региональный турнир переводчиков для учащихся 8-11 классов «Лингва», Поэзия - глазами художника, Рыжкова Алиса (10М), диплом 1 степени;
- 2018г., Региональный турнир переводчиков для учащихся 8-11 классов «Лингва», Мисюра Ксения (10М), диплом 1 степени, Гомонюк Елизавета (8М), диплом 3 степени;
- 2019г., Региональный турнир переводчиков «Лингва», Семячкова Кристина (9М), диплом 3 степени, Громов Андрей (9М), диплом 3 степени, Мурашкина Елена (10М), диплом 2 степени;
- 2019г., Открытый всероссийский (заочный) конкурс «Юный Переводчик» (НТГСПИ), Кудлай Иван, 2 место;
- 2020г., Региональный турнир переводчиков для учащихся 6-11 классов «Лингва», Романова Карина (11М), диплом 1 степени; Вахромова Анастасия (6Б), диплом 3 степени; Токарева Алина (6Б), диплом 3 степени; Якушева Валерия (7Б), диплом 3 степени; Исмагилова Екатерина (8М), диплом 3 степени; Сведущева Варвара (8М), диплом 3 степени; Задорин Михаил (9М), диплом 3 степени; Мартемьянова Милана (11М), диплом 3 степени; Мурашкина Елена (11М), дипломы 2 и 3 степени;
- 2020г., Открытый всероссийский (заочный) конкурс переводов (НТГСПИ), Мартемьянова Милана (11М), диплом 2 степени;
- 2021 г., Региональный турнир переводчиков для учащихся 6-11 классов «Лингва», Шимова Виктория (9М), диплом 2 степени; Генкин Александр (10М), диплом 3 степени.
Работая с поэтическими текстами, необходимо также разнообразить приемы чтения стихов вслух. Это ведет к возрастанию мотивации и помогает безболезненному формированию произносительных, лексических и грамматических навыков говорения.
Ежегодно ученики принимают активное участие в городском и областном конкурсах чтецов на иностранных языках и становятся призёрами и победителями:
- 2018г., Городской конкурс чтецов на иностранных языках, Смирных София (10М), диплом 2 степени, Толстых Ксения (6А), диплом 2 степени, Щадилова Софья (8М), диплом 3 степени;
- 2018г., III Открытый Региональный конкурс чтецов на русском и иностранных языках (НТГСПИ), Смирных София (10М), диплом 3 степени;
- 2019г., Городской конкурс чтецов на иностранных языках Толстых Ксения (7М) диплом 1 степени, Громов Андрей (9М) диплом 1 степени, Семячкова Кристина (9М) диплом 1 степени;
- 2020г., Городской конкурс чтецов на иностранных языках, Самосенко Денис (11М), диплом 1 степени, Толстых Ксения (8М), диплом 2 степени;
- 2021г., Городской конкурс чтецов на иностранных языках, Толстых Ксения (9М), диплом 1 степени; Генкин Александр (10М), диплом 1 степени; Громов Андрей (11М), диплом 1 степени;
- 2022г., VI Открытый Региональный конкурс чтецов на русском и иностранных языках (НТГСПИ), Толстых Ксения (9М), диплом 1 степени; Громов Андрей (11М), диплом 3 степени.
На сегодняшний день метод проектов является наиболее адекватным целям обучения иностранному языку в школе. В работе учителем используются мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть и большие проекты, требующие для их выполнения длительного времени (несколько месяцев, четверть). Есть проекты и индивидуальные (рисунки, поделки, схемы, коллажи), и групповые (подготовка к праздникам, презентация литературного проекта, постановки сценок и спектаклей).
Являясь интерактивной формой обучения проект позволяет вывести учебный процесс за узкие рамки языковых аспектов в область личностных отношений и интересов как детей, так и учителя. В ходе проекта ребенок активен, он проявляет способности к творчеству и самостоятельности, активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения иностранному языку и конкретного урока, а учитель выступает в роли советчика, помощника, консультанта.
Метод проектов позволяет реализовать принцип личностно -ориентированного – деятельностного обучения иностранным языкам.
Работа по проектам происходит в определенной последовательности и включает в себя, как правило, следующие этапы:
- подготовительный: выбор темы и ее формулировка, постановка задачи, обсуждение организации и содержания предстоящего проекта;
- сбор материала, накопление и оформление детьми материала, в том числе и языкового; обсуждение первых результатов и уточнение конечных результатов работы; поиск новой, дополнительной информации в различных режимах работы (индивидуальной, парной, групповой);
- использование полученного материала в процессе речевого общения; завершение оформления продукта проектной работы;
- подведение итогов и презентация проекта.
Конечный продукт обязательно должен быть продемонстрирован другим и «защищен»: индивидуальный – в своем классе, групповой (коллективный) – перед учениками других классов (школ), учителями, родителями.
Небольшие групповые проекты, такие как сценки применяются на уроках: инсцинирование стихов, рифмовок, разыгрывание диалогов.
Замечательные эмоции и яркие впечатления оставила у всех участников двуязычная (английский и немецкий языки) игра-квест «По странам и континентам», проведенная в нашей школе в октябре 2017 года в рамках праздина, посвященного Дню европейских языков. Участниками квеста стали 60 учащихся 7-х классов, изучающие английский или немецкий язык, эспертами выступали преподаватели иностранных языков и старшеклассниками, а вот разработкой мероприятия занимались как педагоги, так и Миннапова Ксения, выпускница школы, а в тот момент студентка 3-го курса ФФМК НТГСПИ, находившаяся на практике.
Согласно идее игры-квеста, были разработаны маршрутные листы для команд-участниц, следуя которым ребята перемещались по разным этапам. Каждый этап был организован в отдельном кабинете и требовал от участников проявить себя в различных видах речевой деятельности. 8 команд упорно сражались за призовые места. Проверялись знания по английскому и немецкому языкам. В конкурсе были задействованы различные формы: тест, комментарии к иллюстрациям, работа с кроссвордом, знание лексики по определенным темам и т.д. Выступления на музыкальной станции сделало соревнование привлекательным и ярким. Борьба была напряженной и интересной. Самое главное, соревнующиеся смогли четко определить свой уровень владения иностранным языком.
В марте 2018 года ещё одна интерактивная игра нашла своих поклонников у учеников 8-х классов. Ведущими выступали старшеклассники. Речь идет об интерактивной викторине «Знаете ли вы Великобританию?» Игровое поле экрана разделено на 5 категорий («Достопримечательности», «Британская литература», «Что? Кто? Где?», «Праздники», «Великие британцы») по 5 вопросов в каждой (каждый вопрос имеет свою стоимость: 100, 200, 300, 400, 500 баллов в зависимости от сложности вопроса). Победила самая эрудированная команда.
В 2022г. состоялась презентация аудиокниги “Английский микс”, выполненной по материалам итогового проекта учащихся 9М класса (Исмагиловой Екатерины, Сведущевой Варвары и Толстых Ксении) «Литературный перевод новых для российского читателя англоязычных произведений», содержащей прочитанные учащимися 11М класса переводы литературных произведений ранее неизвестных российским читателям и расположенной на школьном сайте для прослушивания всех желающих. В сентябре 2022 увидела свет публикация материалов итогового проекта «Литературный перевод новых для российского читателя англоязычных произведений» в альманахе «Световой год» в содружестве с городской студией литературного творчества «Вместо тысячи слов…» под руководством писателя и журналиста Разливинского Я.В..
Методический комплекс кабинета и применяемые педагогическая технологии интерактивного обучения (личностно-ориентированного дифференцированного обучения, деятельностного и диалогового обучения, инновационные информационные технологии, технология портфолио, здоровьесберегающие технологии) способствуют формированию иноязычной языковой компетентности обучающихся. Активно используются в работе учителя различные электронные средства: компьютер, аудио- и видеотехника, лингафонный кабинет, Интернет-ресурсы.
Успешному развитию коммуникативных умений обучающихся способствует подготовка и участие в таких интерактивных конкурсах городского лингвострановедческого фестиваля, как брейн-ринг «Знаете ли вы Великобританию?», «Кто лучше всех знает английский язык?»; а также в предметной олимпиаде и олимпиаде для обучающихся 4-5-х классов «Мини-Соболек», 6-8 классов «Соболек» (2016-2017 учебный год – призер), 9-11 классов «Старый Соболь».
Обучающиеся 9-х классов 2018, 2019, 2020 и 2022 гг. успешно прошли итоговую аттестацию в форме ОГЭ. Выпускники 11-х классов 2020 и 2021гг. показали высокие результаты на ЕГЭ (средний балл 77,5, что превышает показатели по стране).
Выбор профессии выпускников:
Выпускница 2014 года, Миннапова Ксения, получила степень магистра в преподавании английского и немецкого языков (УРГПУ) в 2020 году, работает переводчиком в АО НПК УВЗ;
Выпускница 2018 года, Терентьева Ксения, студентка 4 курса УРГПУ, факультета начального образования и преподавания английского языка;
Выпускник 2021 года, Самосенко Денис, студент 2 курса ПГУ (Института переводоведения и русистики, факультета английского и китайского языков в туристической сфере), (г. Пятигорск);
Выпускница 2021 года, Мурашкина Елена, студентка 2 курса ФФМК НТГСПИ (г. Нижний Тагил).
Пусть совсем немного выпускников связали свою жизнь с языком. Главное, что все, чему они научились на уроках, поможет им в повседневной жизни. Если ученик умеет понимать иностранную речь и имеет навыки общения на английском языке, он будет уверен и успешен в дальнейшей жизни и карьере.