Приказ об утверждении "Дорожной карты" реализации целевой модели наставничества в МБОУ СОШ № 13
"Дорожная карта" реализации целевой модели наставничества в МБОУ СОШ № 13
Приказ об утверждении положения о наставничестве
Программа наставничества МБОУ СОШ №13
Приказ о назначении ответственного лица за реализацию целевой программы наставничества
Приказ о включении педагогических работников в программу наставничества
Приказ МБОУ СОШ №13 Программа школы молодого учителя
Приказ о формировании наставнических пар
Анкета после 4 месяцев прохождения адаптации в МБОУ СОШ 13
Анкета наставляемого после прохождения адаптации
Из опыта работы наставника Рыжкова А.О.:
Выступление на городском семинаре.pptx
Программа проведения конф по наставничеству 20 февраля 2022
Отзыв об итогах выполнения индивидуального плана прохождения адаптации
Приказ УпрО о типовом положении о наставничестве
Указ Президента РФ от 02.03.2018 N 94 "Об учреждении знака отличия "За наставничество"
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 23 января 2020 г. N МР-42/02 О НАПРАВЛЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Программа поддержки молодых педагогов и развития наставничества в Свердловской области
«Открытый урок для учителя» 24.11.2023
МБОУ СОШ №13 Наставники и наставляемые
Наставник - Архипов Андрей Николаевич, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №13
Наставляемый - Шумова Алина Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №13
Наставник - Зиганшина Анастасия Дмитриевна, заместитель директора по ВР МБОУ СОШ №13
Наставляемый - Замиралова Кристина Денисовна, педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №13
Наставник - Ларионов Станислав Викторович, учитель физкультуры МБОУ СОШ №13
Наставляемый - Алимов Александр Валерьевич, учитель физкультуры МБОУ СОШ №13
Наставляемый - Чурин Георгий Андреевич, учитель физкультуры МБОУ СОШ №13
Наставник - Попова Екатерина Кимовна, учитель математики МБОУ СОШ №13
Наставляемый - Мальцева Кристина Сергеевна, учитель математики МБОУ СОШ №13
Памятка наставнику
Общие положения
Перед Вами стоит интересная и творческая задача - помочь молодому педагогу, в отношении которого осуществляется наставничество, познакомиться с системой образования, образовательной организацией, включиться в учебно-воспитательный процесс, создать для него комфортную и дружескую атмосферу. В этом Вам помогут рекомендации, представленные ниже.
Наставником является опытный педагог, назначаемый ответственным за профессиональную адаптацию молодого специалиста.
Задача наставника заключается в том, чтобы помочь наставляемому почувствовать себя комфортно в новом коллективе, выполнить организационные мероприятия, связанные с его назначением на должность, а также передать ему опыт и знания, необходимые в профессиональной деятельности, способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога.
Мероприятия первой адаптационной недели
1. Наставник сопровождает нового педагогического работника:
- при оформлении нового педагогического работника в отделе кадров;
- знакомит нового педагогического работника с действующими в образовательном учреждении внутренними нормативными документами, регулирующими трудовые отношения: Положением об оплате труда, Правилами внутреннего трудового распорядка, Должностной инструкцией и пр., с требованиями к организации учебного процесса, ведению школьной документации, с формами и методами организации внеурочной деятельности, механизмом использования (приобретения) дидактического, наглядного и других материалов;
- проводит инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности;
- проводит Welcome-тренинг: ознакомление с историей, социальной политикой, условиями работы, существующими традициями и принятыми в образовательной организации нормами, экскурсия по организации; инструктированием по правилам использования ТСО, технике безопасности, возможности использования ТСО в практической деятельности;
- обеспечивает поддержку наставляемому в области: практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы, приемы обучения), разработки программы собственного профессионального роста, выбора методической темы для самообразования, подготовки к первичному повышению квалификации, подготовке к предстоящей аттестации.
2. Наставник вручает «Книгу педагогического работника» с обозначением структуры учреждения, телефонов необходимых для взаимодействия педагогическими работниками и специалистами.
Рекомендации по первичной адаптации наставляемого
1. Расскажите молодому специалисту, какая форма обращения принята в Вашем учреждении и системе образования в целом.
2. Расскажите наставляемому об организационной структуре образовательного учреждения и управления образования Администрации города Нижний Тагил.
3. Ознакомьте наставляемого с разделами официального сайта управления образования, Министерства образования Свердловской области, Нижнетагильского Дома Учителя, Министерства просвещения РФ, образовательной организации, научите работать с ними.
4. Проявите интерес к личности обучаемого, поинтересуйтесь его предыдущим местом работы (учебы), семьей, профессиональными достижениями, увлечениями.
5. Обратите внимание на проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются молодые педагоги:
-отсутствие мотивации к работе;
-отношения с коллегами;
-отношения с детьми;
-отношения с родителями;
-неумение обеспечить дисциплину;
-неумение планировать урок;
-незнание современных форм и методов работы на уроке;
-неуверенность в себе;
-непонимание, как вести себя на уроке;
-несоблюдение логической структуры урока;
-неумение организовать воспитательную работу в классе.
6. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.
7. Помогите составить календарно-тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
8. Окажите помощь в подготовке технологических карт уроков, к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывайте вместе. В своем классе дайте молодому учителю возможность ознакомления с методикой раскрытия наиболее сложных тем.
9. Посещайте уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашайте его на свои уроки, совместно их обсуждайте.
10. Окажите помощь в подборе методической литературы для самообразования.
11. При поручении первых заданий наставляемому поинтересуйтесь, как продвигается их выполнение, и окажите помощь в случае возникновения затруднений.
12. Будьте доброжелательны к молодому коллеге и внимательны к его нуждам. Будьте готовы отвечать на все возникающие у него вопросы. Проявляйте терпение и уважение к нему. Помните, что именно Вам поручена ответственная и непростая задача по адаптации молодого специалиста в учреждении, именно от Вас зависит, насколько удачно сотрудник вольется в коллектив.
Рекомендации для наставника по общению с наставляемым
1. Старайтесь использовать скорее проблемно-ориентированные, чем личностно-ориентированные утверждения, то есть обращайте большее внимание на поступки и старайтесь давать характеристику событиям и поступкам обучаемого, а не его личности. Используйте описательные, а не оценочные высказывания. Объективно описывайте произошедшую ситуацию, а также свою реакцию на события и их последствия. Предлагайте приемлемые альтернативы.
2. При общении с обучаемым старайтесь подчеркивать уважение к нему, проявлять гибкость, непредвзятость и открытость новым идеям. Стремитесь не к доминированию, а к равноправному двустороннему обмену информацией. Определите области взаимного согласия или позитивные характеристики собеседника прежде, чем говорить о возможных разногласиях или негативных характеристиках. Сформулируйте у нового коллеги позитивное отношение к работе в учреждении и коллективу, поддержите его энтузиазм и уверенность в себе, найдите повод, чтобы его похвалить.
3. В ходе обучения делайте особый акцент на сферах, подконтрольных наставляемому, а не на тех факторах, которые не могут быть изменены или находятся вне сферы его компетенции.
4. Ваши утверждения должны отражать Ваше мнение, то есть носить личный характер, добивайтесь того же и от собеседника. Старайтесь не заменять слово «я» безликим понятием «руководство».
5. Демонстрируйте поддерживающее выслушивание собеседника. Обеспечивайте контакт «глаза в глаза» и применяйте навыки невербального общения. Используйте те или иные реакции в зависимости от того, к какому типу может быть отнесена данная ситуация: к наставничеству или к консультированию.
6. Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
7. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное в его работе.
Памятка наставнику
Общие положения
Перед Вами стоит интересная и творческая задача - помочь молодому педагогу, в отношении которого осуществляется наставничество, познакомиться с системой образования, образовательной организацией, включиться в учебно-воспитательный процесс, создать для него комфортную и дружескую атмосферу. В этом Вам помогут рекомендации, представленные ниже.
Наставником является опытный педагог, назначаемый ответственным за профессиональную адаптацию молодого специалиста.
Задача наставника заключается в том, чтобы помочь наставляемому почувствовать себя комфортно в новом коллективе, выполнить организационные мероприятия, связанные с его назначением на должность, а также передать ему опыт и знания, необходимые в профессиональной деятельности, способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога.
Мероприятия первой адаптационной недели
1. Наставник сопровождает нового педагогического работника:
- при оформлении нового педагогического работника в отделе кадров;
- знакомит нового педагогического работника с действующими в образовательном учреждении внутренними нормативными документами, регулирующими трудовые отношения: Положением об оплате труда, Правилами внутреннего трудового распорядка, Должностной инструкцией и пр., с требованиями к организации учебного процесса, ведению школьной документации, с формами и методами организации внеурочной деятельности, механизмом использования (приобретения) дидактического, наглядного и других материалов;
- проводит инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности;
- проводит Welcome-тренинг: ознакомление с историей, социальной политикой, условиями работы, существующими традициями и принятыми в образовательной организации нормами, экскурсия по организации; инструктированием по правилам использования ТСО, технике безопасности, возможности использования ТСО в практической деятельности;
- обеспечивает поддержку наставляемому в области: практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы, приемы обучения), разработки программы собственного профессионального роста, выбора методической темы для самообразования, подготовки к первичному повышению квалификации, подготовке к предстоящей аттестации.
2. Наставник вручает «Книгу педагогического работника» с обозначением структуры учреждения, телефонов необходимых для взаимодействия педагогическими работниками и специалистами.
Рекомендации по первичной адаптации наставляемого
1. Расскажите молодому специалисту, какая форма обращения принята в Вашем учреждении и системе образования в целом.
2. Расскажите наставляемому об организационной структуре образовательного учреждения и управления образования Администрации города Нижний Тагил.
3. Ознакомьте наставляемого с разделами официального сайта управления образования, Министерства образования Свердловской области, Нижнетагильского Дома Учителя, Министерства просвещения РФ, образовательной организации, научите работать с ними.
4. Проявите интерес к личности обучаемого, поинтересуйтесь его предыдущим местом работы (учебы), семьей, профессиональными достижениями, увлечениями.
5. Обратите внимание на проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются молодые педагоги:
-отсутствие мотивации к работе;
-отношения с коллегами;
-отношения с детьми;
-отношения с родителями;
-неумение обеспечить дисциплину;
-неумение планировать урок;
-незнание современных форм и методов работы на уроке;
-неуверенность в себе;
-непонимание, как вести себя на уроке;
-несоблюдение логической структуры урока;
-неумение организовать воспитательную работу в классе.
6. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.
7. Помогите составить календарно-тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
8. Окажите помощь в подготовке технологических карт уроков, к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывайте вместе. В своем классе дайте молодому учителю возможность ознакомления с методикой раскрытия наиболее сложных тем.
9. Посещайте уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашайте его на свои уроки, совместно их обсуждайте.
10. Окажите помощь в подборе методической литературы для самообразования.
11. При поручении первых заданий наставляемому поинтересуйтесь, как продвигается их выполнение, и окажите помощь в случае возникновения затруднений.
12. Будьте доброжелательны к молодому коллеге и внимательны к его нуждам. Будьте готовы отвечать на все возникающие у него вопросы. Проявляйте терпение и уважение к нему. Помните, что именно Вам поручена ответственная и непростая задача по адаптации молодого специалиста в учреждении, именно от Вас зависит, насколько удачно сотрудник вольется в коллектив.
Рекомендации для наставника по общению с наставляемым
1. Старайтесь использовать скорее проблемно-ориентированные, чем личностно-ориентированные утверждения, то есть обращайте большее внимание на поступки и старайтесь давать характеристику событиям и поступкам обучаемого, а не его личности. Используйте описательные, а не оценочные высказывания. Объективно описывайте произошедшую ситуацию, а также свою реакцию на события и их последствия. Предлагайте приемлемые альтернативы.
2. При общении с обучаемым старайтесь подчеркивать уважение к нему, проявлять гибкость, непредвзятость и открытость новым идеям. Стремитесь не к доминированию, а к равноправному двустороннему обмену информацией. Определите области взаимного согласия или позитивные характеристики собеседника прежде, чем говорить о возможных разногласиях или негативных характеристиках. Сформулируйте у нового коллеги позитивное отношение к работе в учреждении и коллективу, поддержите его энтузиазм и уверенность в себе, найдите повод, чтобы его похвалить.
3. В ходе обучения делайте особый акцент на сферах, подконтрольных наставляемому, а не на тех факторах, которые не могут быть изменены или находятся вне сферы его компетенции.
4. Ваши утверждения должны отражать Ваше мнение, то есть носить личный характер, добивайтесь того же и от собеседника. Старайтесь не заменять слово «я» безликим понятием «руководство».
5. Демонстрируйте поддерживающее выслушивание собеседника. Обеспечивайте контакт «глаза в глаза» и применяйте навыки невербального общения. Используйте те или иные реакции в зависимости от того, к какому типу может быть отнесена данная ситуация: к наставничеству или к консультированию.
6. Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
7. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное в его работе.
На уроке у молодого учителя.
В рамках Фестиваля «Урок для учителя» 26 февраля 2024 года Мальцева Кристина Сергеевна, учитель математики МБОУ СОШ №13, провела открытый урок математики в 6Б классе для своего наставника Поповой Екатерины Кимовны. Структура и содержание урока соответствовали всем принципам развивающего обучения. Применяемые методы (наглядные, словесные и практические) и технологии обучения, позволили молодому учителю сохранить познавательную активность учащихся в течение всего урока, достичь цели и выполнить поставленные задачи. Урок получился позитивным и эмоционально ярким.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13
«Открытый урок для учителя»
1. Дата проведения : 24.11.2023
2. Предмет: математика
3. Тема урока «Действие деление»
4. Наставник – Попова Екатерина Кимовна, учитель математики, ВКК, стаж педагогической работы 37 лет
5. Наставляемый – Мальцева Кристина Сергеевна, учитель математики, стаж педагогической работы 2 года