Программа музея
Программа " Школьный музей" предполагает обучение учащихся основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Основные цели программы:
1. Вовлечение детей в общественно полезную научно - исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко- культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.
2. Развитие творческих способностей детей, формирование их гражданского сознания и патриотизма на основе краеведения и музееведения.
3. Формирование у детей устойчивых навыков, необходимых в демократическом обществе: самореализация, самоуправление и самообслуживание, критика и самокритика, социальная активность и дисциплина, инициативность и ответственность, высокая нравственность и трудолюбие.
Курс расчитан на один год обучения. Тематическое наполнение и часовая разбивка курса отражены в учебно- тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющей курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы родного края музейно- краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно- краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для:
- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;
- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;
- Организации систематической деятельности школьного музея как учебно- воспитательного и досугового центра учреждения образования.
Программа " Школьный музей" осуществляется как учебно- деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность в рамках программы Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации " Отечество", что позволяет активу школьного музея принимать участие в научно- практических конференциях, городских и областных смотрах и других мероприятиях.
Таким образом программа " Школьный музей" предполагает осуществление трёх социально - культурных функций :
1. Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.
2. Организация деятельности школьного музея как научно - исследовательского, учебно- воспитательного и досугового центра.
3. Организация участия обучающихся в туристско- краеведческом движении " Отечество" и в реализации других федеральных, региональных и местных программ музейно- краеведческими средствами.
В процессе обучения по программе учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно - краеведческих исследований.
Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса.
Программа курса " Школьный музей"
1 раздел: Введение в предмет. Инструктаж. ( 10 ч.)
Теоретические занятия (7 ч):
1. Музееведение.
2. История школы, музея.
3.Тематическая структура экспозиции музея.
4. История школы в экспозиции музея.
5.Военная история в экспозиции музея.
6. Вопросы краеведения в экспозиции музея.
7. Школьные музеи города Нижний Тагил.
Практическая часть ( 3 ч. ) :
1.Экскурсия по школьному музею.
2.Подготовка докладов воспитанниками.
3. Подготовка докладов воспитанниками.
2 раздел : Исследовательская деятельность музея.(10 ч.) :
1.Исследовательская деятельность музеев.
2. Музей как исследовательский центр. ( 2ч.)
3.Понятие исследование.
4.Место музея в ряду научно - исследовательских учреждений.
5. Направление научно - исследовательской деятельности.
Практическая часть:
1. Эвристическая беседа.
2. Знакомство с исследовательской деятельностью школьного музея.( 3 ч.)
3 раздел: Музееведение ( 20 ч. ):
1. Основы экскурсоведения.
2. Сущность экскурсии.
3. Понятие " экскурсия".
4. Экскурсия как процесс познания.
5. Экскурсия как вид деятельности.
6. Экскурсия как форма общения.
7.Различные аспекты экскурсии. Функция научной пропаганды.
8. Функция информации.
9. Функция организации культурного досуга.
10.Функция расширения культурно- технического кругозора.
11.Функция формирования интересов человека.
12. Сочетание двух и более функций в экскурсии.
13. Общие и специфические признаки экскурсии.
14. Классификация экскурсий. Основные признаки классификаций экскурсий. ( обзорные и тематические)
15.Особенности обзорных экскурсий.
16. Отличия тематических экскурсий от обзорных и их тематика: исторические,природоведческие( экологические), искусствоведческие,литературные, архитектурно- градостроительные, экскурсии на религиозные темы.
17. Классификация экскурсий по составу и количеству участников; по месту проведения; по способу передвижения; по продолжительности; по форме проведения.
Практическое занятие ( 3 ч. ) :
1.Классификация экскурсий. Посещение обзорной экскурсии по городу Нижний Тагил.
2. Классификация экскурсий . Посещение тематической экскурсии в музее города Нижний Тагил.
3. Сочетание показа и рассказа экскурсии.
4 раздел: Основы экскурсоведения ( 16 ч.):
1. Экскурсионная работа.
2.Классификация методических приёмов экскурсионной работы.
3. Основные приёмы показа.
4 Основные приёмы рассказа. ( 2 ч.)
Практические занятия ( 11 ч.) :
1.Классификация методических приёмов.( 5 ч.)
2.Технология подготовки новой экскурсии.(3 ч.)
3. Техника ведения экскурсий. (3 ч.)
5 раздел : Экскурсионная методика( 22 ч. ):
1. Основные ступени подготовки новой экскурсии.
2. Схема экскурсии.
3. Выбор темы.
4. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
5. Классификация экскурсионных объектов по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности.
6.Составление маршрута экскурсии.
7.Объезд (обход) маршрута.
8.Подготовка контрольного текста экскурсии
9. Комплектование "портфеля экскурсовода".
10. Определение методических приёмов проведения экскурсии.
11. Определение техники ведения экскурсий.
12. Составление методической разработки.
13. Составление индивидуального текста.
14.Техника использования индивидуального текста.
Практические занятия( 6 )
1.Технология подготовки новой экскурсии на основе составленного реферата. ( 3 )
2.Техника ведения экскурсии (3)
6 раздел: Профессиональное мастерство экскурсовода. ( 8 ч. )
1.Личность экскурсовода, активная жизненная позиция.
2.Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии.
3. Индивидуальность и авторитет экскурсовода.
Практическое занятие ( 5 ч. )
1. Основные группы навыков экскурсовода.
2. Виды речи - внешняя и внутренняя.
3.Речевой этикет экскурсовода.
4.Жесты экскурсовода, их значение и классификация.
5.Внешний вид, мимика, манера поведения экскурсовода.
5 раздел: Проведение экскурсий разной направленности ( 22 ч.)
Темы:
1. История развития образования на посёлке Северный.
2. Военная история посёлка Северный.
3. Путеводитель посёлка Северный.
4. История развития города Нижний Тагил.
5. Памятные места города Нижний Тагил.
6.Комсомол в жизни города Нижний Тагил.
7. Знаменитые люди города Нижний Тагил.