Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 27.09.2024, 04:32

МБОУ СОШ №13
г. Нижний Тагил

978-455 (директор/секретарь)
978-466 (завуч)

Категории разделов
Школьная жизнь [377]Кадетское братство [7]Спортивная жизнь [19]Техническая информация [84]
[Рыжков А.О.]
Итоговая аттестация [10]Страница психолога [41]
[Вершинина Н.Н.]
«Наши достижения» [7]Учебная деятельность [16]


Меню сайта
Наш опрос
Оцените уровень качества образования, получаемого в нашей школе
Всего ответов: 184
ПОС
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Статистика

Паньшина Нина Брониславовна

Использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсов на уроках физики

                                                                                                              Паньшина Н.Б.,

учитель физики ВКК

                                                                                                                МБОУ СОШ №13

                                                                                                              г. Нижний Тагил

          Информационно-коммуникационная компетентность -  один из основных приоритетов в целях общего образования. Меняется весь характер жизни, возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее - активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

Современные информационно-коммуникационные технологии – это совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

          Основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно- образовательным ресурсам.

          Поэтому наиболее существенным показателем оценки эффективности использования этих технологий является достижение методических целей, реализуемых с их помощью. Такими, наиболее значимыми целями с позиции дидактических принципов, являются:

• индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

• осуществление обратной связи, диагностики ошибок и оценки результатов учебной деятельности,

• осуществление самоконтроля и самокоррекции;

• осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки учащихся,

• выполнение на компьютере трудоемких вычислительных работ и деятельности, связанной с числовым анализом;

• компьютерная визуализация учебной информации;

• моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений,

• проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента,

• создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности, и обеспечение доступа к сети информации;

• усиление мотивации обучения;

• формирование умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации;

• формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры обучаемого и обучающего; культуры поиска и оценки информации.

 

      Для достижения результатов обучения в работе использую различные технологии как традиционную классно-урочную, так и инновационные. Среди них

  • технология проблемного обучения.

   Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. При использовании данной технологии опираюсь на основные положения теории проблемного обучения.  Придерживаюсь особенностей создания проблемных ситуаций, требований к формулировке проблемных вопросов. Вопрос содержит в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного. Он вызывает удивление при сопоставлении нового с ранее известным материалом, неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями.   

  • информационно – коммуникационные технологии.

   Информационные технологии, на мой взгляд, могут и должны быть использованы на различных этапах урока физики для повышения эффективности обучения. Это создание уроков с использованием ИКТ, творческая проектная работа учащихся, дистанционное обучение и участие в конкурсах, консультационные занятия, творческое взаимодействие с учащимися.

  • проектная технология.

   Под методом проектирования понимается обобщённая модель определённого способа достижения поставленной цели, система приёмов, определённая технология познавательной деятельности. Метод проектов позволяет ученику стать субъектом обучения и собственного развития.

  • здоровье сберегающие технологии.  

   Под здоровье сберегающими образовательными технологиями понимают все те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся. Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности.  Работая учителем физики при организации учебной деятельности, я уделяю внимание следующим факторам: соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения.  Это наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, соответствующих СанПинам и т.д.; правильное соотношение между темпом и информационной плотностью урока с учетом физического состояния и работоспособности учащихся; благоприятный эмоциональный настрой.

  • педагогика сотрудничества.

   Педагогика сотрудничества представляет собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на основе индивидуального подхода к развитию личности.

Основные положения педагогики сотрудничества:

- отношение к обучению как к творческому взаимодействию учителя и ученика; 

-   идея постановки трудной цели и внушение уверенности её преодоления;

- индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся;

- личностный подход к обучению и воспитанию;

-  сотрудничество с родителями.

 Педагогика сотрудничества предполагает хорошее знание индивидуальных особенностей учеников, их интересов, взаимоотношений. Это значит, что каждый ученик должен чувствовать себя личностью.  Он должен ощущать внимание учителя лично к нему.  Уверена, что обучать надо так, чтобы ученик был подготовлен к жизни, умел отстаивать свою точку зрения, сформировал установку на дальнейшую деятельность. Ориентация на потребности   конкретных детей в их индивидуальном развитии должно осуществляться только в непосредственном сотрудничестве учителя с родителями и учениками.

  • технологии уровневой дифференциации.

          Дифференцированное обучение - это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Значит, учителю при дифференциации обучения необходимо:

- создать разнообразные условий обучения для различных классов, групп с целью учета особенностей контингента;

- применять комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих действий, обеспечивающих обучение в группах.

          Разновидностью дифференциации внутри класса является уровневая дифференциация,  при  которой  ученики,  обучаясь  по  одной  программе,  имеют  право  и  возможность  усваивать  её  на  различных  планируемых  уровнях,  но  не  ниже  уровня  обязательных  требований. У учителя появляется  возможность  помогать  слабому,  уделять внимание  сильному, реализуется  желание  сильных  учащихся  быстрее  и  глубже  продвигаться  в  образовании, сильные  утверждаются  в  своих  способностях, слабые  получают  возможность  испытать  учебный  успех.

  • групповые технологии.

          Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

- распределение начальных действий, которые задаются системой заданий в соответствии с особенностями изучаемого объекта;

-коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;

-обмен способами действия для решения проблемы.

  • технологии дистанционного обучения.

          Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между учителем и учащимся.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет.

    Дистанционное обучение основывается на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между учителем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация, видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают учащимся освоить учебный материал, дают возможность учителю осуществлять контроль уровня усвоения учебного материала.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме использую следующие информационные услуги:

•         электронная почта;

•         пересылка данных (FTR- серверы);

•         гипертекстовые среды (WWW – серверы);

•         ресурсы мировой сети Интернет (базы данных, информационно-поисковые системы, Сетевой город, Skype, TeamViewer);

           С помощью каждого из этих типов взаимодействия ученика и учителя решаются специфические и дидактические задачи. С помощью электронной почты и ЭЖ можно наладить общение с учеником: рассылка учебных заданий, вопросы учителя и к учителю. Они облегчают массовую рассылку материала ученикам. Различия между этими способами передачи информации заключаются в объеме передаваемого материала. В Сетевом городе можно отправить только не более 3Мб, а по электронной почте объем передаваемой информации значительно возрастает.

          Услуги FTP-серверов могут потребоваться при пересылки данных (файлов), в том числе больших размеров. FTP-серверы располагают удобными функциям для организации и контроля таких пересылок.

   На WWW-серверах можно размещать учебные материалы. Эти материалы будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию.

Ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал. С помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет можно готовить набор ссылок на WWW-страницах, содержащие интересный материал по изучаемым темам, и сообщать эти ссылки ученикам. Основная часть моих учеников имеют выход в Интернет дома, а остальные могут иметь доступ к материалу в школе. Поэтому, каждый учащийся имеет возможность воспользоваться предложенным материалом. Кроме этого, ученики могут выложить на WWW-страницах материал, который они считают полезным и интересным.

      Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и дополнительного материала предлагаю:

•         компьютерные обучающие программы;

•         электронные учебные пособия;

•         компьютерные системы тестирования и контроля знаний;

•         электронные справочники;

•         учебные аудио и видеоматериалы;

•         информационные материалы.

Перечисленные средства могут помочь заинтересованному ученику повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

   Современные средства телекоммуникаций обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащемуся представляется возможность оперативной связи, а мне – возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. В зависимости от успехов ученика можно применять индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика учебные материалы, ссылки на информационные ресурсы. Этот способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:

  • выполнение проектов и исследовательских работ;
  • работа с детьми – инвалидами, обучающимися на дому;
  • работа с часто болеющими детьми;
  • работа с детьми, занимающимися спортом и часто выезжающими на соревнования;
  • работа с детьми, интересующимися физикой (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня).

             Компьютерные информационные технологии выступают в роли инструмента обучения, общения, планирования и контроля, т.е. базового компонента передачи знаний и организации учебного процесса.

   Я применяю следующие формы использования информационных технологий и Интернет-ресурсов в процессе изучения физики.

1.       Использование мультимедийных возможностей компьютера (статическое изображение, видео, анимация, звук) при представлении материала. Для создания таких динамических демонстраций использую программу PowerPoint. Мультимедийная презентация позволяет объединить визуальный ряд с необходимыми теоретическими сведениями, дополнить его анимацией, музыкальными фрагментами, а при необходимости, и звуковой записью  необходимого материала.

2. Использование компьютерных справочников, энциклопедий и словарей. Достоинством электронных справочников, энциклопедий и словарей является быстрый поиск нужной информации. Я использую на своих уроках эти средства, т.к. в кабинете есть ноутбуки на каждую парту. Поэтому можно использовать калькулятор, создавать, сохранять создавать текстовые документы, часы и секундомер, графический редактор,  масса электронных справочников, энциклопедий, словарей.

3. Использование обучающих и контролирующих программ. Выпущено много разнообразных обучающих программ по физике, которые позволяют изучать новый материал, тренироваться в решении задач, проверять свои знания и даже в специальных оболочках составлять и свои собственные тесты. Сейчас в образовании популярна тестовая система контроля знаний и компьютер полностью может использовать возможности этой системы. Но, по моему мнению, использование многих компьютерных тестов для оценки промежуточных знаний не может отразить реальных знаний учащихся. Адекватная оценка знаний учащегося на основе компьютерной технологии возможна только с использованием интеллектуальных информационных технологий экспертных систем. Подобная система обучения диагностировала бы ошибки при изучении какой-либо темы и показывала пути правильного решения. А что предлагается учащемуся в большинстве нынешних программ? Тестовая система контроля также не во всех случая приемлема, например, при выяснении сути физических явлений, да и вообще ученик не только должен знать материал, но и уметь проводить анализ и формулировать свои мысли.

4. Использование готовых моделей физических явлений, физических опытов, которые в силу причин невозможно провести в школе. Можно имитировать не только опыт или явление, но и Вселенную.

5. Использование компьютера в качестве измерительной лаборатории с соответствующими датчиками, которые регистрируют и документируют результаты наблюдений в виде таблиц, графиков, диаграмм. Наличие в кабинете контрольно-измерительных систем для проведения демонстрационных опытов и исследований «L-микро» и проведения как демонстрационных, так и лабораторных опытов, и исследований «Архимед» дали возможность работы с компьютером, выполняющим функции сбора и цифрового представления измеряемых величин. Они нацелены не только на освоение большего объема знаний, но и на умение решать поставленные задачи научными методами, работу с различными источниками информации, в том числе, задаваемой в графическом виде; критическую оценку выдвигаемых гипотез, а также умение самостоятельно учиться в процессе решения задач и выполнения лабораторных заданий.

6. Использование при подготовке уроков, на уроках и во внеурочной работе с учащимися Интернет-ресурсов. В условиях нашего учебного заведения и, конкретно, кабинета физики глобальная сеть сама по себе и информационные технологии, основанные на ее использовании, на сегодня являются самыми  доступными средствами получения информации. Наличие в моем кабинете персонального компьютера, 16 ноутбуков дает возможность в достаточной мере использовать ресурсы Интернета. Фактически это глобальная электронная библиотека, которая служит образовательным целям и содержит самую разнообразную информацию. Учебная деятельность в этом аспекте связана с поиском и получением нужной информации, что обуславливает необходимость обучения их работе с поисковыми серверами, веб-порталами, тематическими каталогами ресурсов, программы Skype, электронной почтой и другими Интернет-ресурсами.

   Оборудование, имеющееся в кабинете физики, позволяет создать систему экспериментальных средств обучения в соответствии с требованиями ФГОС. В кабинете имеется лабораторное оборудование, предназначенное для организации самостоятельного физического эксперимента.

 

Форма входа

1_KLASS Интернет-приёмная
Поиск по сайту
Календарь
«  Сентябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Дни рождения
kumin(53)
Случайное фото
Архив записей
Полезные ссылки
  • Сетевой город
  • Электронные услуги в сфере образования
  • Министерства науки и высшего образования РФ
  • Минпросвещения России
  • ЕГЭ
  • Официальный сайт Н.Тагила
  • Сайт obrnadzor
  • Управление образования Администрации г. Н.Тагил
  • bus.gov.ru
  • МАК
  • zakupki.gov.ru
  • Доска

    QwertyNT Tech © 2024

    Информация, размещенная на сайте, соответствует Требованием к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденным Приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 г. № 831

    Используются технологии uCoz