Шмелева Римма Николаевна – учитель немецкого и английского языков, образование высшее, НТГСПИ 1989г., стаж в МБОУ СОШ №13 – 33 года.
В условиях возрастающей интеграции российского образования в мировое образовательное пространство одним из важнейших требований к обучающимся является владение иностранным языком обеспечивающее эффективное межличностное, профессиональное и межкультурное взаимодействие в современном поликультурном и мультилингвальном мире. Выпускник, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен обладать умениями и навыками грамотно выражать свои мысли на иностранном языке. Таким образом, коммуникация выходит на самое важное место. Коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации. Практика показывает, что нельзя заставить ученика свободно общаться на иностранном языке формальным способом.
Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости, превращение каждого конкретного ученика в активного и творческого участника учебно-воспитательного процесса – важные задачи, стоящие перед учителем.
Наиболее подходящим средством для выполнения такого рода задач могут стать технологии интерактивного обучения, т.е. технологии, предполагающие непосредственное взаимодействие, сотрудничество обучающихся во время работы на уроке для решения учебных задач. А информационно-коммуникационные технологии и интернет-ресурсы будут выступать в роли вспомогательных средств для развития коммуникативной компетенции обучающихся.
Исходя из вышесказанного, целью педагогической деятельности Шмелевой Риммы Николаевны является «Формирование коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому языковому миру и использование иностранного языка как средство общения посредством мультимедийных и интернет-ресурсов».
Работая по данной проблеме, учитель решала следующие произошла задачи:
• изучение и внедрение при работе с обучающимися ресурсов современных сервисов Интернет (сетевые дневники, блоги, совместный поиск и хранение информации);
• формирование информационно-коммуникативных и социально-культурных компетенций учащихся через использование сервисов, формирование навыков работы со словарями в сети, справочной литературой, необходимой для успешного изучения немецкого языка, обучение поиску и отбору нужной языковой информации;
• развитие ценностно-смысловой компетенции учащихся, через познание, самореализацию и социальную адаптацию, формирование национального самопознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
• вовлечение учащихся в сетевые и учебные исследовательские проекты, творческие задания, в которых они учатся понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, учатся принимать решения, формулировать свои интересы и осознавать свои возможности.
Психологическая безопасность образовательной среды является значимым условием сохранения психического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Важным фактором психологической безопасности в образовательном пространстве выступает здоровое взаимодействие внутри группы.
В данном контексте коммуникативный компонент является ключевым в организации безопасной образовательной среды. Не случайно развитие коммуникативной компетентности выступает основной целью педагогического образования. Без коммуникативных навыков, социальных и культурных норм поведения невозможно построить межличностные отношения и добиться благоприятных условий для учебной и профессиональной деятельности.
В рамках обучения иностранному языку грамотное применение современных коммуникативных образовательных технологий, таких как предметно-языковое интегрированное обучение, аудиовизуальный метод, драматизация, IT технологии способствует
- успешной коммуникативно–психологической адаптации обучающихся к языковой среде,
- профилактике негативных последствий от стрессовых ситуаций, развитию коммуникативных навыков и мыслительных способностей,
- мотивации на правильное выполнение учебных заданий.
Данные технологии основаны на диалогическом и полилогическом общении, обучении сотрудничеству и взаимопониманию, толерантности и взаимопомощи. Результат - успешная психологическая адаптация к условиям коммуникативного обучения, высокие результаты обучения, мотивированность, экономичность и эргономичность процесса обучения.
Теория коммуникативной адаптации описывает склонность людей к корректировке взаимодействия в соответствии с ситуациями и людьми, задействованными в коммуникации. Люди обладают способностью формировать себя в любой ситуации для контроля социальных различий. Психологическая адаптация предполагает стремление личности к обретению индивидуальной стратегии взаимодействия с обновляющейся окружающей реальностью в соответствии с собственным мироощущением, с собственным видением происходящего и себя в нем.
Коммуникативно-психологическая адаптация учащихся – это процесс активного приспособления индивида к условиям новой языковой среды, при последовательном достижении результатов в коллективе и обществе.
Шмелева Римма Николаевна постоянно внедряет в практику здоровьесберегающие технологии, направленные на организацию безопасной образовательной среды, а также на укрепления здоровья обучающихся.
Учитывая невозможность сделать движение основным принципом занятия, она вводит движение в структуру урока на личностном уровне (внутреннее движение: мотивация, настроение, радость) и на учебном уровне (внешнее движение: обучение с движением/через движение, динамическое сидение, расслабляющие упражнения, фазы расслабления, динамические паузы.
Были отобраны разные виды упражнений для использования на занятиях немецким языком в зависимости от типа, цели, этапа урока.
- Фонетические:
- Песенно-фонетические
- Тематические игры с движением
В своей педагогической и во внеурочной деятельности учитель немецкого языка использует следующие образовательные технологии:
информационно-коммуникативные,
проектные,
обучение в сотрудничестве,
дистанционное обучение,
Важнейшими характеристиками технологий обучения считаются следующие:
• результативность (высокий уровень достижения поставленной учебной цели каждым учащимся).
• экономичность (за единицу времени усваивается большой объём материала при наименьшей затрате усилий на овладение материалом),
• эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и переутомления),
• высокая мотивированность в изучении предмета, что способствует повышению интереса к занятиям и позволяет совершенствовать лучшие личностные качества обучаемого, раскрыть его резервные возможности.
Анализ материально – технических условий и информационного обеспечения образовательного процесса
Компьютер с выходом в Интернет, проектор, многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир) дает Римме Николаевне как учителю возможность совершенствования форм подачи учебного материала.
На этапе объяснения нового материала компьютерная техника оказывает неоценимую помощь при демонстрации наглядного материала. Проецируя картины, фотографии, печатный материал через мультимедиа проектор на экран, видно, как дети воспринимают этот материал с большим интересом, и учитель может акцентировать внимание детей на деталях, чем добивается лучшего усвоения нового материала.
В своей работе Римма Николаевна старается использовать ЦОР на различных этапах урока:
1. Введение новой лексики:
– использование изображений, которые демонстрируют новые слова;
– использование презентаций с упражнениями на отработку новых лексических единиц.
2. Изучение грамматического материала:
– использование грамматических таблиц, схем, рисунков, которые помогают объяснить грамматический материал доходчиво и интересно;
– демонстрация ситуаций использования конкретного грамматического материала.
3. Изучение страноведческого материала:
– просмотр видеофильмов о традициях и культуре страны изучаемого языка;
– прослушивание текстов.
4. Проверка знаний учащихся:
– использование программ для составления контрольных работ и тестов;
- использование презентаций с контрольно-измерительными материалами.
Так же на уроках немецкого языка учителем используются презентации. Каждая презентация содержит материал, который соответствует программе и содержанию учебника.
Мультимедийные презентации позволяют реализовать следующие цели:
1. стимулировать познавательный интерес;
2. придавать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;
3. способствовать обновлению содержательной стороны школьных предметов;
4. развивать самостоятельность учащихся.
Активно применяются творческие домашние задания, с возможностью их выполнения в парах и малых группах. Постоянно на уроках немецкого языка дается возможность обучающимся выбирать формы представления результатов выполнения домашнего задания. Это может быть презентация, аудио или видео запись, караоке клип, мини-проект, буклет, афиша, памятка, инструкция и т.п.
За последний период накопилось достаточное количество медиа-файлов с выполненными обучающимися домашними заданиями по немецкому языку. Далее они используются на уроках в различных учебных группах в качестве образцов, а также как дидактический материал. (Приложение I)
Анализ динамики образованности и уровня мотивации учения обучающихся.
Преподавание немецкого языка ведется Шмелевой Риммой Николаевной со 2 по 11 класс.
Статистическая справка ежегодного общешкольного мониторинга подтверждает позитивную динамику и отсутствие неудовлетворительных результатов освоения программ.
Уровень успеваемости стабильный и составляет 100%. Динамика качества образования по иностранному языку положительная; средний балл стабильный 3,81 - 3,54
Работа с одаренными детьми
Постоянно проводится работа с одаренными детьми, имеющим склонности к изучению иностранных языков, при этом систематически оказываю предметные консультации, готовлю и привлекаю их к мероприятиям различного уровня по предмету
Корпушенко Карина,
Окорокова Кристина,
Худякова Ирина, которые успешно сдали международные экзамены по немецкому языку и получили сертификаты Института им. Гёте по уровню Fit in Deutsch1 А1
Высокий результат показал ученик 4 класса, Фадеев Кирилл, в международной олимпиаде для младшей и средней школы «Лисенок», получив Диплом 3 степени.
Ученики Риммы Николаевны успешно участвуют в школьных этапах Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2017-2022 гг., являются призерами и победителями данного этапа, есть участники муниципального тура олимпиады 2021г., 2022г., где выступили с выполнением заданий 50%.
Ученики старших классов постоянно принимают самое активное участие в конкурсах по немецкому языку кафедры иностранных языков факультета филологии и массовых коммуникаций НТГСПИ.
Особое внимание учитель немецкого языка уделяла развитию системы внеурочной деятельности, включающей в себя подготовку участников, призеров и победителей муниципальных конкурсов, олимпиад по преподаваемому предмету. Вовлекая обучающихся в творческую, проектную деятельность, оказывала предметную помощь при подготовке к конкурсам.
Ежегодно обучающиеся под руководством Шмелевой Риммы Николаевны становятся призёрами и победителями мероприятий Лингвострановедческого городского фестиваля и Лингвистического марафона, проводимых Управлением образования г. Нижний Тагил, ГАО УДПО СО «ИРО», МАОУ Политехнической гимназией и МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов.
Большой вклад в развитие познавательной мотивации к изучению немецкого языка внесло проведение в школе среди команд 5-11 классов языкового чемпионата «Учим немецкий играя!», в котором участвовали все ученики данных классов, и дальнейшее участие победителей школьного тура в городском этапе международного проекта в 2017-2021 гг.
С целью развития творческих способностей, воображения, креативного мышления у обучающихся мы принимали активное участие с переводами художественных текстов в VII Всероссийском конкурсе «Друзья немецкого языка» (российско-германский проект), проводимым АОО «Международный союз немецкой культуры», 2019г.
С целью популяризации немецкого языка и развития культуры грамотного письма на немецком языке учащиеся нашей школы с 2017 года ежегодно принимают участие во Всероссийской открытой акции-конкурсе «Tolles Diktat» и имеют такие достижения - Дипломы за 1 место – Лимонов Андрей, 2019г., Худякова Ирина, 2022г.;
По предложению Шмелевой Риммы Николаевны наша школа присоединилась к образовательной инициативе Немецкого культурного центра им. Гёте в России «Немецкий – первый второй иностранный», направленной на преподавание немецкого языка в качестве второго иностранного. Учащиеся успешно освоили предмет и проверили свои знания во Всероссийской олимпиаде по немецкому языку «Немецкий – первый второй иностранный», став призерами 2018г., 2019г. В 2019г., команда учащихся, изучающих немецкий как второй язык, стали победителями в викторине «Страноведение Германии», Quiz-Please / Deutschland-Landeskunde, которая проводилась ресурсным центром «Deutsch die erste Zweite» г. Н. Тагила, при поддержке Гёте института г. Москва:
В своей педагогической практике учитель немецкого языка уделяет большое внимание и значение внеурочной деятельности. Для системной, планомерной реализации данного вида деятельности была разработана программа курсов «Учи немецкий играя» для обучающихся 5-9 классов, способствующая сохранению и повышению мотивации, достижению положительной динамики результатов при изучении иностранного языка. Данная программа охватывает учащихся разных ступеней обучения. Программа позволяет, применяя различные виды деятельности:
• театральные постановки,
• чтение и художественный перевод поэтических произведений, исполнение танцев
• под немецкие музыкальные произведения, исполнение песен и стихов,
• в игровой форме раскрывать творческий потенциал детей,
• повышать учебную мотивацию,
• снимать языковой барьер
В рамках всероссийской образовательной инициативы Гёте - Института "Немецкий - первый второй иностранный" было проведено анимационное мероприятие "Deutsch im Gepäck" - «Немецкий в чемодане». Шесть раз проводилась игра, в которой приняли участие 65 учеников: 3-5-е классы и группа 5 класса, изучающая второй иностранный язык – немецкий. Наши ученики в игровой форме закрепляли свои знания немецкого языка, знакомились с культурой и традициями Германии:
Проектная деятельность
Вместе с учащимися 9 класса Казановой Марией и Назаровой Марией приняли участие в XVI городском открытом конкурсе литературного творчества «Серая Шейка», с эссе, посвященном директору школы №13 Дранишниковой Лидии Эдуардовне, ветерану педагогической деятельности.
Проектная работа «Жизнь и творчество Йозефа Гуггенмоса»
Результатом данного проекта стала книга «Сказочный мир Йозефа Гуггенмоса!» в электронном виде, выполненная по материалам итогового проекта учащихся 9М класса, содержащая переводы литературных произведений немецкого писателя ранее неизвестных российским читателям и иллюстраций Худяковой Ирины к данным произведениям.
Литературная студия «Вместо тысячи слов…»
Дальнейшая работа с переводами получило развитие в проектной деятельности и к активному сотрудничеству с городской студией литературного творчества «Вместо тысячи слов…» под руководством писателя и журналиста Я.В., Разливинского. Результатом участия в работе студии стали публикации рассказов и переводов наших учащихся в сборниках «Истории из старой бутылки» и «Пульсарик»:
Как руководитель ШМО учителей иностранных языков особое внимание уделяет организации систематической внеурочной деятельности по предмету. Традиционными в школе стали брейн - ринги, игры-путешествия, интеллектуальные игры, конкурсы газет и рисунков, стихов и сказок, ребусов и кроссвордов, защита проектов, ролевые игры, викторины, уроки-экскурсии.
По активности наших учащихся в различных конкурсах и олимпиадах разного уровня наша школа и методобъединение учителей иностранных языков занимает второе место по городу.
С целью освещения опыта работы методобъединения учителей иностранных языков школы №13 размещаю статьи о результатах конкурсов и внеклассной работы на сайте ОУ.
Обобщение и распространение опыта педагогической деятельности
презентация творческого проекта старшеклассников по иностранному языку «Поздравляем наших мам», выполненного на трех иностранных языках: английском, немецком, французском. Материалы представлены широкой общественности на официальном сайте школы и в группе «В Контакте», март 2021 г.;
презентация видеороликов на немецком языке по темам: «Здоровое питание и здоровый образ жизни», «В Берлине всегда есть, что посмотреть» выполненных учащимися 8М, 9М к конкурсу «Знаете ли Вы Германию?» и расположенным на школьном сайте, 2021-2022 гг;
презентация книги «Сказочный мир Йозефа Гуггенмоса!» в электронном виде, выполненной по материалам итогового проекта учащихся 9М класса ««Жизнь и творчество Йозефа Гуггенмоса», содержащей переводы литературных произведений немецкого писателя ранее неизвестных российским читателям и иллюстраций к данным произведениям и расположенной на школьном сайте, 2022г.;
публикация переводов, выполненных ученицами 9М класса, в сборнике «Световой год» в содружестве с городской студией литературного творчества «Вместо тысячи слов…» под руководством писателя и журналиста Я.В., Разливинского, 2022 год
Профессиональное образование и повышение квалификации учителей должны, в соответствии с требованиями времени, иметь непрерывный характер и быть адекватными новым целям школьного образования.
Шмелева Римма Николаевна систематически повышала свою квалификацию, занималась самообразованием и проходила курсовую подготовку:
Семинар по подготовке команд для этнокультурных лагерей Уральского региона, на русском и немецком языках, Институт этнокультурного образования г. Тюмень.
Дистанционный курс для учителей и преподавателей немецкого языка «Landeskunde im Alltag», на немецком языке, Немецкий культурный центр им. Гёте в Москве, и другие.
Внешняя оценка профессиональной деятельности Шмелевой Р.Н. заключается в наличии благодарностей, поощрений и наград разного уровня.
Учитель имеет звание «ВЕТЕРАН ТРУДА» по Российской Федерации.
Школа должна: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
Главная миссия школы – создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности ученика.
В ходе анализа педагогической деятельности по использованию технологий интерактивного обучения, информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности для развития коммуникативной компетенции обучающихся, мы пришла к выводу, что выбранные и используемые технологии, формы и методы работы на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности, а так же их применение при выполнении домашнего задания способствуют достижению поставленной учителем цели, ожидаемых результатов изучения немецкого языка, поддерживают мотивацию обучающихся на изучение преподаваемого мной предмета, а также дают возможность овладеть определенным набором социальных, культурных и коммуникативных качеств и способностью действовать в условиях постоянно меняющейся реальности, что соответствует требованиям, предъявляемым образовательными стандартами. Это подтверждается положительной динамикой результатов образовательного процесса по итогам учебного года.