Данила Козловский: Буду счастлив, если парень, сумевший победить себя, станет близким и понятным его нынешним ровесникам.
Данила Козловский – восходящая звезда современного российского кино – в картине «Легенда №17» играет Валерия Харламова, человека, который навсегда изменил представление о мировом хоккее.
– В фильме речь идет о легендарной суперсерии «СССР — Канада». Поэтому первым делом спрошу: вы сами в жизни в хоккей играете?
- До первой встречи с тренером мне казалось, что я играю в хоккей. Но он убедил меня в обратном. «Ну, покажи класс», — сказал мне он, когда я только пришел. Я стал кататься, а он: «Нет, ты катаешься, как фигурист». Так он убедил меня в том, что я не владею ни коньками, ни шайбой — ничем.
– А какой для этого фильма нужен был хоккей?
- Скажем так, нужен был хоть какой-нибудь хоккей. И начали мы именно с этого. А потом уже, овладев какими-то необходимыми базовыми вещами, мы стали «вкатываться» в определенную схему. С ней нас знакомили канадские специалисты, которые приехали специально для того, чтобы заниматься с нами постановкой хоккейных сцен.
– Очень важно, чтобы аудитория имела возможность ассоциировать себя с героем, сопереживать ему. Что в фигуре Валерия Харламова современное поколение молодых зрителей, по вашему мнению, должно привлечь?
- Валерий Харламов был великим хоккеистом, легендой не только советского, но и мирового спорта. Он каким-то образом выходил за рамки простого хоккеиста или спортсмена. Был художником на льду, хулиганом в хорошем смысле слова. Он не просто обыгрывал соперника, он делал это очень искусно, артистически, иногда издеваясь, подкалывая противника, и я думаю, даже человеку, не интересующемуся хоккеем, за этим будет интересно наблюдать. И это такой современный подход к игре, потому что сегодня спорт — это некое шоу, и он был его хозяином. А если говорить о нем как о герое, то это личность невероятно страстная. Он, кстати, был большой любитель женщин. И он любил хоккей, извините за пафос, больше жизни, отдавался ему всецело.
И еще мне кажется, актер, который вдохновенно рассказывает, что и как он хотел сыграть, ставит себя в глупое положение. Выйдет фильм – и никому не будет дела до того, что ты там хотел: все увидят, что ты реально смог.
Поэтому скажу только, что я получил в подарок настоящую роль-мечту и что мы стремились создать своего Харламова, а не воссоздать «Харламова-каким-он-был-на-самом-деле». «Легенда №17» основана на реальных событиях, фактах, обстоятельствах, но это не документальная реконструкция. Я буду счастлив, если люди, которые близко знали и помнят Валерия Харламова, узнают его в моем герое, но буду счастлив еще больше, если парень, сумевший победить себя, станет своим, близким и понятным его нынешним ровесникам, которые придут в кино.
– Мы все не только кинозрители, но еще и спортивные болельщики. Как вы думаете, чего современному хоккею не хватает, если сравнивать его с хоккеем прошлого? Или, наоборот, в чем тот хоккей превосходит нынешний?
- Время движется, идет. И современный хоккей стал более быстрым, динамичным, агрессивным. И более зрелищным, и по телевизору он смотрится уже по-другому. Опять-таки без современного монтажа не обходится. Но мне лично не хватает в современном хоккее красоты. Само скольжение, в силу того что тогда был другой конек и другая культура скольжения в целом, выглядит совсем иначе. Оно более изящное, как балет. Я довольно много смотрел для съемок хронику того времени, и это абсолютно другое впечатление. И это несмотря на зверства канадской команды, когда нашего Мальцева ударили клюшкой по голове — по-моему, Бобби Кларк. Ни с того ни с сего, и он даже не понял, как такое вообще возможно, тем более в не-игровой ситуации. И при всех этих зверствах все равно не было такой агрессии. Хоккей сейчас более подлый, трусливый что ли. Я не говорю о том, что все должны извиняться друг перед другом, ни в коем случае. Но все-таки что-то джентльменское должно оставаться в спорте.
– Наверное, готовясь к съемкам, вы не по одному разу пересмотрели матчи, хроники с Харламовым. А нынешние хоккейные матчи вы смотрели? Может быть, у кого-то из современных хоккеистов увидели полезное для себя, что можно использовать в фильме — манеру игры, поведение?
- У хоккеистов того времени было много особенностей: они, например, все время поправляли себе шлем, чесались и таким образом поправляли себе щитки, потому что те часто слетали. А современная хоккейная амуниция довольно комфортная. И ты легко о ней забываешь. Одел – и вперед, играть. Так вот, Сергей Стручев, замечательный художник по костюмам, сделал нам все хоккейное обмундирование по лекалам того времени, и оно тоже постоянно слетало. А за современным хоккеем, если честно, сейчас не уследишь, все время теряешь из виду шайбу. И даже когда весь «улей» подъезжает к воротам, ты не смотришь на «леди шайбу», ты смотришь на реакцию зрителей, на реакцию самих хоккеистов. И в этом смысле сегодня на хоккей как на игру сложно смотреть. Конечно, я наблюдал за скамейкой запасных или штрафников, там еще можно что-то подметить. Но не могу сказать, что я современный хоккей смотрел больше, чем хронику. Хроника для меня была важнее, принципиальнее.
– И теперь все ребята захотят быть похожими на Харламова или на кого-то из современных хоккеистов!
- Спорт замечательный, в нем есть уникальность — лед, коньки, клюшки… Для съемок я тренировался не только со спортсменами и тренерами, скажем, в Петербурге, я занимался с обычными хоккеистами, ребятами. И у них есть какая-то своя энергетика, атмосфера, даже культура — это очень интересный мир. Это такой красивый, притягательный, мужской, животный, если хотите, спорт. А с другой стороны, романтичный, красивый и элитарный. Я не являюсь представителем хоккейной федерации, не заключил с ними контракт, не думайте! Это лично мои наблюдения.
* * *
Будущий хоккеист получил имя Валерий в честь знаменитого летчика-испытателя Валерия Чкалова.
Профессиональная карьера Харламова началась только в 14 лет. Попыткам встать на коньки в более раннем возрасте помешала болезнь: врачи диагностировали у него порок сердца и запретили любые физические нагрузки. Официально ему не разрешались даже поездки в пионерлагерь, но уже через год после постановки диагноза будущий хоккеист стал тренироваться в секции летнего катка на Ленинградском проспекте, куда тайком от матери его отвел отец.
На тот момент в секцию принимали только мальчиков 1949 года рождения, Валерий был на год старше, но благодаря небольшому росту смог попасть в группу. Обман, конечно, раскрылся, но расставаться с талантливым игроком тренеры не захотели. Юному хоккеисту приходилось регулярно посещать Морозовскую больницу, но спустя некоторое время врачи признали его абсолютно здоровым.
С 1968 года Харламов стал игроком основного состава ЦСКА. Еще раньше в клуб пришли два молодых хоккеиста Петров и Михайлов, которые дополняли друг друга на льду. Харламов стал третьим членом этой связки, которая много лет успешно выступала за команду армейцев и сборную СССР.
Рост Валерия Харламова составлял всего 173 см — большая редкость для хоккеиста. Этот недостаток компенсировался филигранной техникой.
Валерий Харламов дважды становился чемпионом Олимпийских игр (в 1972-м и 1976-м), 8 раз — чемпионом мира, 7 раз — чемпионом Европы, 11 раз — чемпионом СССР. за 15 лет спортивной карьеры он сыграл 438 матчей за ЦСКА (и забил 293 гола) и 123 матча за сборную (забил 89 голов).
Ключевым моментом в карьере Харламова была суперсерия СССР — Канада 1972 года, которая перевернула мировое представление о хоккее. Перед ее началом мало кто сомневался, что уже в первом матче канадская сборная разгромит команду СССР. Но советские хоккеисты победили с оглушающим счетом 7:3, а Валерий Харламов был признан лучшим игроком встречи.
По окончании суперсерии Харламову предложили контракт в НХЛ. Речь шла о миллионе долларов. Нападающий отшутился, что никуда не пойдет без Михайлова и Петрова, и тогда канадцы пообещали контракт всем троим, но о переходе знаменитой троицы в Национальную хоккейную лигу не могло быть и речи. Харламов, Михайлов и Петров продолжили свою карьеру в СССР. Однако на родине хоккея Харламова забыть так и не смогли, его портрет до сих пор висит в Музее хоккейной славы в Торонто.
Несмотря на оглушительный успех и любовь болельщиков, в конце карьеры Валерий Харламов оказался в стороне от игры сборной СССР. Знаменитый хоккеист рассчитывал, что сможет выступить в составе сборной в борьбе за Кубок Канады и по окончании сезона 1981/1982 хотел закончить карьеру. Однако главный тренер Виктор Тихонов решил оставить Харламова в Москве. Через несколько дней после отлета команды хоккеист погиб в автокатастрофе. Узнав о трагедии, игроки сборной решили во что бы то ни стало выиграть Кубок, и финальная встреча этой серии игр завершилась со счетом 8:1 в пользу СССР.
Номер, под которым выступал легендарный нападающий, закреплен за ним навечно. В память о Харламове ни один из игроков современной сборной не может надеть свитер с цифрой 17.
Информация взята с сайта www.stapravda.ru