«Использование игровых технологий при обучении младших школьников с ОВЗ»
Беликова Любовь Викторовна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №13
Для развития детей с ОВЗ нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Итак, наша конечная цель - научить ребенка играть. Для этого необходимо организовать поэтапную работу.
Дать ребенку представление о содержании игры. Возможно, провести экскурсию. Далее организовать беседу - сначала называем действия, их последовательность, затем просим отгадать действие. Неоценимую роль сыграют и дидактические игры, в которых перечисляются действия по профессии, присутствуют соответствующие картинки.
Взрослый показывает действия с 3-4 предметами, их можно выполнять совместно с ребенком. Обращайте внимание на речь! Проговаривайте все основные действия!
Для развития речи, воображения, образов-представлений можно придумывать сказку: по предмету (описательный рассказ), по картинкам (не более 4 штук), по игрушкам. В помощь ребенку предлагайте вопросный план, опорные слова (3-4 слова для рассказа, например: гвоздь, картина, художник). Также можно организовать коллективный рассказ сказки (один начинает, другой продолжает) и сочинение сказки с измененными условиями «А что было бы, если…»
Разыгрывайте сценки-диалоги с помощью разнообразного материала: на куклах, на предметах-заместителях, например, кубиках (например, сказка «Курочка ряба».Большие кубики -дед и баба. Средний кубик- яйцо. Маленький кубик-мышка. Это поможет развить навыки абстрактного мышления и воображения. Для расширения кругозора с младшими школьниками обязательно нужно говорить об отвлеченных предметах, на определенную тему. Возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его соревнования с другими учащимися.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа - предметные игры, игры с игрушками и предметами.
Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?». Данные - важная составная часть учебной, но, прежде всего, вне учебной работы.
Практическая часть Игровые занятия с младшими школьниками с ОВЗ
Я разработала и провела серию занятий с детьми в игровой форме, состоящих из трёх этапов.
Цель первого этапа: завоевать доверие ребенка, снять у него мышечное напряжение, раскрепостить в движении, дать ему возможность поверить в свои силы, то есть настроить ребенка на продуктивную умственную деятельность.
- ( окружающий мир)
Материалы: лист ватмана с наклеенными черно-белыми рисунками диких и домашних животных и птиц; карточки с такими же рисунками, предназначенные для индивидуальной работы. Подготовительный этап: Игровое упражнение «Кто как ходит».
Ученики изображают различных животных, например: ходят, как медведь, бегают, как лошадь, ; прыгают, как зайчик, воробей; летают, как орел, ласточка и т.д. Весьма эффективно данное упражнение выполнять под музыку, используя мимику и жесты.
Основной этап:
Ученикам предлагается рассмотреть таблицу черно-белыми рисунками животных и птиц.
Первое задание: Педагог загадывает загадки о животных, ученики отгадывают, отыскивая на плакате.
Второе задание: Каждый ученик должен найти, назвать и показать на плакате сначала всех домашних, потом всех диких животных и птиц, а также их детенышей.
Третье задание: Каждый ученик получает комплект карточек с черно-белыми изображениями. Ему дается задание разложить их по группам и каждой группе дать название.
Завершающий этап: Игра «Испорченный телефон»:
Ученики садятся в одну линию. Первый ребенок задумывает какое-либо животное или птицу. Задача детей - передать это слово по цепочке как можно быстрее, говоря его шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый участник произносит задуманное, а последний-то, что услышал.
Дети сравнивают, насколько изменился смысл слова. Затем второй ребенок становится первым, а первый - последним. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не задумает свое слово.
2.( рисование)
Материалы: Лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры или краски.
Подготовительный этап: игра «Живое - неживое».
Дети стоят в одну линию. Ведущий ребенок стоит напротив. Он называет какой-либо предмет и бросает мяч кому-то из детей. Если этот предмет одушевленный (живой), ребенок ловит мяч, а если нет - откидывает его.
Основной этап: Игра «Я знаю».
Дети стоят в кругу и кидают мяч друг другу со словами: «Я знаю пять названий домашних животных…»; «Я знаю пять названий диких животных…»
«Я знаю пять названий предметов мебели…»; «Я знаю пять названий фруктов…» и т.д.
Ребенок должен бросить мяч и быстро произнести слово.
Заключительный этап: Игровое упражнение «Совместный рисунок».
Участники группы обсуждают, что они хотят нарисовать, и приступают к совместной творческой работе. После выполнения задания дети рассказывают о том, что они изобразили, и сочиняют по рисунку сказку.
Игра отлично подходит для проверки усвоения материала в конце урока.
- ИГРА «ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ»
Предмет: любой
Описание: Учитель называет утверждения по теме урока. Ученики должны быстро поднять карточку или руку с надписью «Правда» или «Ложь».
Описание: Учитель заранее пишет на доске или карточках примеры, тексты или фразы с ошибками. Ученикам необходимо найти и исправить ошибки.
Это отличный способ активизировать внимание класса и проверить знания.
4. ИГРА «ЛОВИ ОШИБКУ»
Предмет: любой
Описание: Учитель специально допускает ошибки в речи или на письме (в словах, терминах, грамматике).
Ученики должны быстро их найти и исправить, объяснив, почему это ошибка.
5. ИГРА «ХРОНОЛОГИЯ»
Предмет: литературное чтение.
Описание: Ученикам выдаются карточки с событиями, датами или произведениями. Они должны быстро выстроить их в правильной последовательности. Отлично подходит для повторения и закрепления хронологии событий.
Работая с учениками ОВЗ можно сделать заключение, что весьма эффективным является использование игровой формы. Дети лучше усваивают полученную информацию, меньше отвлекаются и проявляют заинтересованность к процессу обучения.
ребенка не подлежит сомнению. Положительное восприятие даже незначительных достижений ребенка, психологическая поддержка в виде
Ведущими в деятельности младших школьников с ОВЗ являются игровые мотивы и интерес. Широкое использование игр и занимательных приемов на занятиях (смешные картинки, шутливая формулировка целей заданий и упражнений, кроссворды, загадки) не только предупредит появление у ребенка ощущения скуки, но и будет способствовать возбуждению интеллектуальных эмоций: удивления, новизны, сомнения, достижения. Оптимальные для ребенка темп и содержательная насыщенность занятий, чередование умственного напряжения и отдыха, предупреждающая или быстрая и доступная помощь учителя при затруднениях, ситуации успеха - все это формулирует оптимистический настрой на безусловное преодоление трудностей в письме, уверенность в себе, чувство радости и удовлетворения от работы.
Однако даже в работе с младшими школьниками не следует забывать о значении смысловой мотивации ребенка к участию в совместной с учителем деятельности. Для этого важно узнать, есть ли у ребенка какие-либо положительные ожидания от занятий, цель его участия в занятиях. Если таковых нет или ребенок не в силах их сформулировать, ему нужна помощь. Хорошо сформулированная, как бы прочувствованная с помощью разных способов восприятия (зрения, слуха, ощущений) цель будет способствовать повышению эффективности занятий




