Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 13.11.2025, 12:47

МБОУ СОШ №13
г. Нижний Тагил

978-455 (директор/секретарь)
978-466 (завуч)

Категории разделов
Школьная жизнь [377] Кадетское братство [7] Спортивная жизнь [19] Техническая информация [84]
[Рыжков А.О.]
Итоговая аттестация [10] Страница психолога [41]
[Вершинина Н.Н.]
«Наши достижения» [7] Учебная деятельность [16]


Меню сайта
Наш опрос
Оцените уровень качества образования, получаемого в нашей школе
Всего ответов: 241
ПОС
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Беликова Любовь Викторовна

«Использование игровых технологий при обучении младших школьников с ОВЗ» 

Беликова Любовь Викторовна,

 учитель начальных классов    МБОУ СОШ №13

 Для развития детей с ОВЗ   нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут.

     В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответ­ствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по­знавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение  дидактического задания связывается с игровым результатом.

Итак, наша конечная цель - научить ребенка играть. Для этого необходимо организовать поэтапную работу.

    Дать ребенку представление о содержании игры. Возможно, провести экскурсию. Далее организовать беседу - сначала называем действия, их последовательность, затем просим отгадать действие. Неоценимую роль сыграют и дидактические игры, в которых перечисляются действия по профессии, присутствуют соответствующие картинки.

   Взрослый показывает действия с 3-4 предметами, их можно выполнять совместно с ребенком. Обращайте внимание на речь! Проговаривайте все основные действия!

   Для развития речи, воображения, образов-представлений можно придумывать сказку: по предмету (описательный рассказ), по картинкам (не более 4 штук), по игрушкам. В помощь ребенку предлагайте вопросный план, опорные слова (3-4 слова для рассказа, например: гвоздь, картина, художник). Также можно организовать коллективный рассказ сказки (один начинает, другой продолжает) и сочинение сказки с измененными условиями «А что было бы, если…»

  Разыгрывайте сценки-диалоги с помощью разнообразного материала: на куклах, на предметах-заместителях, например, кубиках (например, сказка «Курочка ряба».Большие кубики -дед и баба. Средний кубик- яйцо. Маленький кубик-мышка. Это поможет развить навыки абстрактного мышления и воображения. Для расширения кругозора с младшими школьниками обязательно нужно говорить об отвлеченных предметах, на определенную тему. Возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства

  Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его соревнования с другими учащимися.

 Существует несколько групп игр, развивающих     интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа - предметные игры, игры с игрушками и предметами.

Через   игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных,  мир  людей и т.п.

II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в  которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?». Данные - важная составная часть учебной, но, прежде  всего, вне учебной работы.

                          Практическая часть   Игровые занятия с младшими школьниками с ОВЗ

Я разработала и провела серию занятий с детьми в игровой форме, состоящих из трёх этапов.

Цель первого этапа: завоевать доверие ребенка, снять у него мышечное напряжение, раскрепостить в движении, дать ему возможность поверить в свои силы, то есть настроить ребенка на продуктивную умственную деятельность.

  1. ( окружающий мир)

Материалы: лист ватмана с наклеенными   черно-белыми рисунками диких и домашних животных и птиц; карточки с такими же рисунками, предназначенные для индивидуальной работы. Подготовительный этап: Игровое упражнение «Кто как ходит».

Ученики   изображают различных животных, например: ходят, как медведь,  бегают, как лошадь, ; прыгают,  как  зайчик, воробей; летают, как орел, ласточка и т.д. Весьма эффективно данное упражнение выполнять под музыку, используя мимику и жесты.

Основной этап:

Ученикам предлагается рассмотреть таблицу черно-белыми рисунками животных и птиц.

Первое задание: Педагог загадывает загадки о животных, ученики отгадывают, отыскивая на плакате.

Второе задание: Каждый ученик должен найти, назвать и показать на плакате сначала всех домашних, потом всех диких животных и птиц, а также их детенышей.

Третье задание: Каждый ученик получает комплект карточек с  черно-белыми изображениями. Ему дается задание разложить их по группам и каждой группе дать название.

Завершающий этап: Игра «Испорченный телефон»:

Ученики садятся в одну линию. Первый ребенок задумывает какое-либо животное или птицу. Задача детей - передать это слово по цепочке как можно быстрее, говоря его шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый участник произносит задуманное, а последний-то, что услышал.

Дети сравнивают, насколько изменился смысл слова. Затем второй ребенок становится первым, а первый - последним. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не задумает свое слово.

2.( рисование)

Материалы: Лист ватмана, цветные карандаши, фломастеры или краски.

Подготовительный этап: игра «Живое - неживое».

Дети стоят в одну линию. Ведущий ребенок стоит напротив. Он называет какой-либо предмет и бросает мяч кому-то из детей. Если этот предмет одушевленный (живой), ребенок ловит мяч, а если нет - откидывает его.

Основной этап: Игра «Я знаю».

Дети стоят в кругу и кидают мяч друг другу со словами: «Я знаю пять названий домашних животных…»; «Я знаю пять названий диких животных…»

«Я знаю пять названий предметов мебели…»; «Я знаю пять названий фруктов…» и т.д.

Ребенок должен бросить мяч и быстро произнести слово.

Заключительный этап: Игровое упражнение «Совместный рисунок».

Участники группы обсуждают, что они хотят нарисовать, и приступают к совместной творческой работе. После выполнения задания дети рассказывают о том, что они изобразили, и сочиняют по рисунку сказку.

 

 Игра отлично подходит для проверки усвоения материала в конце урока.

  1. ИГРА «ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ»

Предмет: любой

 Описание: Учитель называет утверждения по теме урока. Ученики должны быстро поднять карточку или руку с надписью «Правда» или «Ложь».

 Описание: Учитель заранее пишет на доске или карточках примеры, тексты или фразы с ошибками. Ученикам необходимо найти и исправить ошибки.

 Это отличный способ активизировать внимание класса и проверить знания.

4. ИГРА «ЛОВИ ОШИБКУ»

    Предмет: любой

 Описание: Учитель специально допускает ошибки в речи или на письме (в словах, терминах, грамматике).

 Ученики должны быстро их найти и исправить, объяснив, почему это ошибка.

5. ИГРА «ХРОНОЛОГИЯ»

    Предмет: литературное чтение.

 Описание: Ученикам выдаются карточки с событиями, датами или произведениями. Они должны быстро выстроить их в правильной последовательности. Отлично подходит для повторения и закрепления хронологии событий.

   Работая с учениками ОВЗ можно сделать заключение, что весьма эффективным является использование игровой формы. Дети лучше усваивают полученную информацию, меньше отвлекаются и проявляют заинтересованность к процессу обучения.

ребенка не подлежит сомнению. Положительное восприятие даже незначительных достижений ребенка, психологическая поддержка в виде

   Ведущими в деятельности младших школьников с ОВЗ являются игровые мотивы и интерес. Широкое использование игр и занимательных приемов на занятиях (смешные картинки, шутливая формулировка целей заданий и упражнений, кроссворды, загадки) не только предупредит появление у ребенка ощущения скуки, но и будет способствовать возбуждению интеллектуальных эмоций: удивления, новизны, сомнения, достижения. Оптимальные для ребенка темп и содержательная насыщенность занятий, чередование умственного напряжения и отдыха, предупреждающая или быстрая и доступная помощь учителя при затруднениях, ситуации успеха - все это формулирует оптимистический настрой на безусловное преодоление трудностей в письме, уверенность в себе, чувство радости и удовлетворения от работы.

Однако даже в работе с младшими школьниками не следует забывать о значении смысловой мотивации ребенка к участию в совместной с учителем деятельности. Для этого важно узнать, есть ли у ребенка какие-либо положительные ожидания от занятий, цель его участия в занятиях. Если таковых нет или ребенок не в силах их сформулировать, ему нужна помощь. Хорошо сформулированная, как бы прочувствованная с помощью разных способов восприятия (зрения, слуха, ощущений) цель будет способствовать повышению эффективности занятий

 

Форма входа
GOS_USLUGI 1_KLASS 80 лет Великой Победы
Поиск по сайту
Календарь
«  Ноябрь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Дни рождения
Случайное фото
Архив записей
Полезные ссылки
  • Сетевой город
  • Электронные услуги в сфере образования
  • Министерства науки и высшего образования РФ
  • Минпросвещения России
  • ЕГЭ
  • Официальный сайт Н.Тагила
  • Сайт obrnadzor
  • Управление образования Администрации г. Н.Тагил
  • bus.gov.ru
  • МАК
  • zakupki.gov.ru
  • Доска

    QwertyNT Tech © 2025

    Информация, размещенная на сайте, соответствует Требованием к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденным Приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 г. № 831

    Используются технологии uCoz