«Педагогические условия внедрения дидактических игр в процесс обучения младших школьников для формирования познавательных универсальных учебных действий»
Бунькова С.Д.,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №13
Формирование у учащихся познавательных универсальных действий является одной из приоритетных целей образования. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности.
Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание
Приемы:
• «Да» и «нет»: - игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит": связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать учеников.
• Опрос по «цепочке» (мячик) - мячик передается в классе в произвольном порядке, сопровождается речью по заранее заданному правилу. Например передающий называет любое число, а другой на 2 больше и т.д. На русском языке сущ+ прил= глагол.
• Тренировочная контрольная работа - проводится традиционная контрольная работа, но отметки по ней выставляются только по желанию учеников. Разрешается использование справочников, словарей и т.д.
• Блицконтрольная - в течение 7-10 мин проводится письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной работы, после чего проводится самопроверка, в данном случае важно, чтобы дети знали нормы оценивания.
• Своя опора (шпаргалка) - Форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Учащийся может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является и дидактическая игра. Именно дидактическая игра оказывает особое влияние на развитие познавательной деятельности. Это связано с тем, что усвоение школьниками знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и непроизвольной памяти. Данное условие является основой систематического усвоения знаний и их прочности. Содержание дидактической игры создает условия для развития познавательных действий, так как для достижения результата в игре необходимо анализировать, сравнивать, выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебной познавательной направленностью. Из всех существующих различных видов игр именно дидактические игры очень тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Их используют в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе.
Дидактическая игра, как и любая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Дидактическая игра является ценным средством воспитания активности детей, она стимулирует психические процессы, позволяет вызывать у учащихся интерес к процессу обучения. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают свои способности и умения.
Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников желание познания, создаёт положительное настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, стремиться к знаниям. Дети, увлеченные игрой, не замечают, что учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений о мире, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Использование дидактических игр дает наибольший эффект в коррекционных классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к какому – либо предмету.
При организации дидактической игры необходимо придерживаться следующих положений:
1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Содержание предлагаемого материала должно быть доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
2. Игра должна давать достаточно информации для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать зоркость и внимание.
3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст достаточного эффекта.
4. При проведении игры, связанной с соревнованием команд, должен быть обеспечен контроль над результатом со стороны всего коллектива учащихся и выбранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным, справедливым. Ошибки в учете, неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, к недовольству участников игры.
5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес детей к этой игре.
6. Если на уроке проводится несколько дидактических игр. То легкие или более трудные должны чередоваться.
7. Игровой характер при проведении уроков должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всем будут видеть только игру.
8. В процессе игры учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, грамотной и краткой.
9. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат.




